Главная » Наталья Эрастовна Баннова в передаче "PERSONA GRATA"

Наталья Эрастовна Баннова в передаче "PERSONA GRATA"

21 апреля 2014 год, выпуск № 10

О БУМЕ СПРОСА НА ДИПЛОМЫ, ОБ "УРА-ПАТРИОТИЗМЕ" И О ТОМ, КТО СЕГОДНЯ ЖМЁТ НА ТОРМОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Наталья Эрастовна БАННОВА, доктор юридических наук, профессор кафедры общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин

Полное  интервью слушайте в открытом доступе на нашей страничке ВК - http://vk.com/your_course.oi_msla

ПРО ОЩУЩЕНИЕ АБСУРДА.

Мне кажется, что я родилась с ощущением абсурда. Наука выделяет тип абсурдистов. Это люди, которые в силу особенностей своего мозга, воспринимают реальность как абсурд. Таких людей не так много, вряд ли более одного процента. Я не нахожу, что в России больше абсурда, чем в любой другой точке этого мира, а может быть даже меньше. Если взять процессы, которые происходят в той же Европе или США, есть основания полагать, что может абсурда даже больше там. Возможно, это следствие более высокого уровня жизни, уровня потребления, поскольку ещё древние предупреждали: "Бойтесь, когда у человека появится больше свободного времени".  Нужно иметь достаточно высокий уровень развития и интеллекта, духовных качеств для того, чтобы уметь это свободное время абсорбировать. И когда люди оказываются  в условиях столь избыточного потребления, причём из поколения в поколение, это сопряжено с некоторыми отклонениями.

ПРО АБСУРД В СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ.

Ведь всё относительно в этом мире. То что, например, абсурдно воспринимаю я, для другого человека это может быть норма. Свежий пример. Вчера моя соседка, женщина преклонных лет, серьёзна была озабочена тем, что на потолке её санузла появилось какое-то пятно. И она обращается ко мне, ища сочувствие и даже содействие, чтобы предотвратить это. Вот видите, насколько может быть отлична личность, её система ценностей. Я не могу представить, чтобы  меня заботило пятно на потолке моего санузла. Вот для меня это абсурд.

ПРО СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ.

Наибольшее удовольствие мне доставляет сам процесс мышления и познания. Из поколение в поколение у нас сформировали отношение к разуму как горе от ума. По-моему, Бернард Шоу сказал: "2% людей думают, 3% - думают, что они думают, а 95% лучше умрут, чем будут думать". Конечно, если год за годом нам внушают, что горе от ума, то чего мы хотим?! Какое стремление к познанию? Какое получение от этого удовольствие? Я всё-таки склоняюсь к тому, что это счастье. Я поняла, что как раз от ума и счастье! Когда вы можете проанализировать ситуацию и прийти к заключению, и вы понимает, что у вас гораздо больше оснований чувствовать себя счастливым, нежели наоборот. Но иногда, когда ты думаешь, ты приходишь к неутешительным выводам. Но я выбираю и печаль. Пусть я лучше буду печалиться, что, к счастью, бывает не всегда, но я не хотела бы отказаться от своих мыслей. Такова система моих ценностей. Я получаю от этого удовольствие, просто от познания, мне интересно всё.

ПРО НЕТЕРПИМОСТЬ.

Конечно, я терпимый человек. Но что я точно никогда не стану терпеть - это хамство. С остальными пороками, слава богу, не так часто приходиться сталкиваться по жизни. А вот хамство, к сожалению, сплошь и рядом. Конечно, грубоватые у нас люди в городе. Недавно приобщилась к истории нашего города. Немного для меня стало очевидным некоторые вещи. В каждом городе есть свой дух, менталитет. Хочу сказать о природе особого оренбургского менталитета. Обратите внимание, кто населял раньше наш город: чиновники, военные, купцы и ссыльные. Согласитесь, это  люди, которые  заняты в тех сферах, где отношения всё-таки резковатые и грубоватые. И это отразилось на тех манерах, которые мы демонстрируем сегодня. А это грубые манеры, недружественное отношение между людьми.

О ГЕРОЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

Чем меньше абсурда, тем меньше герои востребованы. Я бы сказала, что герои не нужны. Потому что востребованность в героях возникает, когда что-то идёт не так, неправильно. Иметь мужество пользоваться своим умом, для меня герой тот, кто это мужество имеет, кто задаёт себе вопросы,  в хорошем смысле остаётся ребёнком до последних дней, и думает не о пятнах на потолке в санузле, а ему интересно, почему это так, а то не так,  почему тот такой, а этот не такой. К сожалению, приходится наблюдать, как родители отбивают это у своих детей. Когда ребёнок спрашивает: "А вот это что, мама?", а она в ответ: "Да, не лезь, ты что!" Школа также "убивает" этих почемучек.

ПРО АНТИГЕРОЕВ.

Есть такое понятие, как "ура-патриотизм". Я не хочу никого задеть или обидеть. Чем дольше живёшь, тем более лоялен становишься к людям. Я никогда не интересовалась, кто становятся политиками. На примере своего студента мне стало это немного понятнее. Он меня как-то спрашивает: "А знаете ли вы, что сегодня праздник?"  Не поверите о чём он говорил. Это было 22 июня. Я слышала, что готовилась акция, в день памяти спустить по реке Урал как дань памяти фонарики. Такая ночная акция. Так это для него оказалось праздником. Понимаете, для него это праздник! Для него сам процесс, ритуал ассоциируется с праздником вне всякого содержания. Я это к тому, кто становится политиками. Это люди очень категоричные. О чём бы не заходила речь, им всё понятно, они всё знают. Кстати, вот эта склонность к размышлениям она может и сыграть злую шутку. Потому что человек думающий, он со стороны выглядит немного неуверенным.

ПРО ЭКОНОМИКУ.

Я хотела бы привести одну цитату, которая относится к временам Петра I: "Масштабные вмешательства государства  в экономическую жизнь страны, высокая концентрация производства - это черта отсталой страны". Это было сказано в петровские времена. Та проблема, которая сегодня имеет место в России - это торможение развития. Торможение, которое не позволяло развиваться советскому обществу и требующая радикальных реформ -  затем последовала перестройка, рыночные реформы. И сегодня мы вновь видим торможение. Есть избитые фразы, такие как - "разруха в умах".  Только ленивый не употребляет их. Но так оно и есть! Но есть и конкретные причины. Одной из них является крупное производство. А в России крупное производство - это добыча энергоносителей - углеводородов. Например, наша Оренбургская область в этом смысле репрезентативна. В маленькой капле воды отражается всё то, что характерно для страны в целом. Доходы от добывающих отраслей составляют больше трети нашего национального продукта. Это осознаётся в высших эшелонах власти, другое дело, что эти явления укоренились в нашем культурном коде, в этом тотальном огосударствлении, которое отсасывает экономические ресурсы, прежде всего труд.

ПРО БУМ СПРОСА НА ДИПЛОМЫ.

Homoeconomicus, человек, стремящийся к максимизации своей выгоды, он ориентируется на те правила и условия, в которых существует. И это объясняет, почему у нас сегодня бум спроса на дипломы. Потому что в государственной экономике, к сожалению, на первый план выходят ни знания, ни качество знаний, а именно удостоверение о знаниях. Это реальность, и это нужно осознавать. Поэтому бессмысленно упрекать молодых людей, которые предпочитают идти учиться в ВУЗ, потратить довольно много времени и здоровья. Потому что у них будет гораздо больше шансов и меньше рисков для работы в государственном секторе, которого у нас сейчас 50%.

ПРО РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ.

Мировой опыт показывает, что 30% государственного сектора  - это верхний предел, после которого начинается неэффективность экономики. Для того, чтобы выйти из этой ситуации, нужны люди, которые эту ситуацию осознают. А видеть проблему дано не каждому. Надеюсь, что сегодня те, кто находятся у власти, эти люди осознают наличие проблем. Но осознать мало. Нужно увидеть, в чём корень проблемы. Нужно узнать, как эту проблему решить. И вот здесь главная наша проблема. У нас нет такого института, а им должен быть институт образования, который позволял таким людям актуализироваться.

ПРО ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ.

Образование у нас одна из самых отсталых отраслей, даже не медицина. У меня всегда подлинный, искренний интерес к студентам. Другое дело, что я не нахожу такого интереса к нам. Я не вижу роста интереса к преподавателю, и я считаю это не виной студента. Это наша вина. Это самый главный симптом. Если у студента нет интереса к преподавателю, то будущего нет. Мы не сможем сформировать людей, которые будут реализовывать эту стратегию. Эмоциональная глухота. Древние говорили: "Чувства - врата разума". Коль скоро мы говорим об эмоциональной глухоте, то она подразумевает и интеллектуальную. А это очень опасно.

Беседовал Артём Прохоров.

Ещё больше выпусков ищите здесь