14 марта 2014 год, выпуск № 5
О ЛЮБИМЫХ ФИЛОСОФАХ, О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЕ И О ТОМ, ПОЧЕМУ ОРЕНБУРГ СЕЙЧАС ТЕРЯЕТ ГОРОДСКОЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
Марина Станиславовна СОЛОДКАЯ, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин
Полное интервью слушайте в открытом доступе на нашей страничке ВК - http://vk.com/your_course.oi_msla
ПРО ИНТЕРВЬЮ.
Мне приходится часто давать интервью. А когда часто что-то делаешь, то привыкаешь к этому, а потом и вовсе это начинает нравится. В последнее время меня больше всего спрашивают о политических прогнозах. Надоедливых или противных вопросов нет. Но часто приходиться квалифицировать вопросы журналистов как некорректные или на такие, когда в одном вопросе содержится слишком много мелких - тогда их приходиться разбивать. Хотя если считать, что когда студенты задают вопросы - это тоже что-то из жанра интервью, то тогда меня больше всего спрашивают о логике.
ПРО ТО, КТО ТАКОЙ ФИЛОСОФ.
Философ - это тот, кто не боится вопросов. Пусть он не всегда даст на них ответы, но он по крайней мере не боится поставить вопрос. В частности и предельные вопросы.
ПРО ЛЮБИМЫХ ФИЛОСОФОВ.
Сложно сказать, но скорее всего - Платон и Кант. Кант был настолько человеком последовательным и скрупулёзным - немецкие качества. Меня это очень привлекает, потому что нужно иметь много мужества, чтобы идти до конца, не сворачивать и не отвлекаться.
ПРО НЕЛЮБИМЫХ ФИЛОСОВ.
Нелюбимых философов у меня нет. Потому что каждый их них очень интересный, и они в чём-то все великие, и каждый был с какой-то удивительной изюминкой.
ПРО ОРЕНБУРЖЦЕВ.
Видимо, это историческое. Когда Оренбург был крепостью и основная его функция была защитная, то здесь люди привыкли к набегам и посягательствам на что-то. Поэтому оренбуржцы очень любят что-то собрать и сказать: "Это моё! Моё не трогай!" Оренбуржцы, как я их называю - "хозява". В других городах такое качество людей не очень заметно. Оренбуржцы мало знают о себе, потому что у них почти ничего не происходит. Да, у нас есть политические процессы, но они настолько мелочные, что иногда даже не интересно их комментировать. Я давно говорю, что Оренбуржье - вымирающий регион. И рано или поздно нас сожрут соседние регионы.
ПРО СЕГОДНЯШНИЙ ОРЕНБУРГ.
У меня большие опасения. Оренбург сейчас теряет городской тип культуры. Оренбург засоряется теми, кто прибывает сюда из деревень. Горожанин - он универсал, он не клановый человек. Город всегда перетирал местечковость и сельскость. А сегодня приезжие из деревень бояться чужого, стараются взбиться в стаи, примкнуть к тем, кого хорошо знают. В Оренбурге сейчас это происходит. Город вытесняется деревней. Но тогда это уже не город.
ПРО ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЭЛИТУ.
У нас в области пока есть то, за что можно получать деньги. Это нефть и газ. И поэтому местной политической элите пока не стоит беспокоиться. Да, эта элита уже не молода, но на их век всё равно хватит нефти и газа. Своих детей они уже отправили из Оренбуржья, у некоторых дети даже не в России. А остальное их не очень заботит. Они говорят лозунги, но дальше лозунгов дело не идёт.
ПРО СКАНДАЛЫ С ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТОЙ.
Не только СМИ должны скандалить с современной политической элитой. Скандалить должна контрэлита, то есть те, кто хотят занять место нынешней элиты. А у нас контрэлита мирно живёт с элитой и ждёт пока вторая сама уйдёт.
ПРО КРИТИКУ.
Я очень люблю критику! Внешне я её воспринимаю в штыки- сразу пытаюсь возражать. Я считаю, если тебя кто-то критикует, значит ты кому-то нужен. И только критика позволяет понять ошибки. Иногда, слушая критику, ты наконец понимаешь то, о чём когда-то написал. Я на самом деле поняла, о чём написала докторскую диссертацию только из уст моих критиков.
ПРО РЕЛИГИЮ И ВЕРУ.
Вообще, я атеист. Я не принадлежу ни к одной религиозной конфессии. Человек религиозный и верующий - это разные вещи. Для меня верующий - это человек, который во что-то верит. Я верю, но верю я не в Бога, а в справедливость, в какие-то принципы. Основная идея любой религии - это всё-таки надежда на спасение. Я не верю в загробную жизнь. Я материалист - умрём, и хорошо если вырастут лопухи на наших могилах. Но мы останемся в памяти. Я останусь в памяти своих учеников, в своих статьях, пока они будут живы, я тоже буду жить.
ПРО ЖИЗНЬ.
Экзистенциалисты сказали, что каждый человек в ответе за свой проект под названием "моя жизнь". И никто вашу жизнь не устроит. Этот проект нужно задумать и иметь смелость реализовать. Но иногда человек даже не задумывается над тем - "что есть я?". Информационная надёжность - это самый лучший вид надёжности. Я всегда говорю студентам: "Единственное, что точно ваше - это ум, честь и совесть". Их отнять у вас невозможно, купить - невозможно. Это можно только сделать самому. Как нам говорили некоторые товарищи: "Не врать и не бояться". Это большая штука в жизни, наверно, только умный человек может не врать и не бояться.
Беседовал Артём Прохоров.
Ещё больше выпусков ищите здесь