8 сентября 2013 года в городе Оренбурге и ряде муниципальных образований Оренбургской области прошли выборы. Об итогах, прошедших накануне выборов, мы пообщались с доктором политических наук, профессором кафедры общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин ОИ (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина– Галиной Викторовной Шешуковой.
1. Галина Викторовна, в чем заключались особенности выборов, прошедших 8 сентября 2013 г. в городе Оренбурге?
9 округ является сложным. На прошлых выборах в Законодательное Собрание Оренбургской области от 9 округа прошел Сергей Катасонов, представитель партии «ЛДПР». На выборах в Государственную Думу «КПРФ» на 0,5 % обошла «Единую Россию». Практически «Единая Россия» по этому округу уже дважды проигрывала.
И соответственно в ситуации проблемного, протестного округа - победа Кузнецова – большое достижение власти.
Нужно также обратить внимание на то, что выборы в 9 округе состоялись с использованием КАИБов в 75% участках. В Москве КАИБы использовались примерно на 1/3 избирательных участков. По мнению большинства экспертов КАИБы – это наиболее эффективный способ избежать нечестности при проведении выборов. Но, тем не менее «КПРФ» по каким-то причинам пытается бороться с применением КАИБов. Результат, получаемый с помощью КАИБов, может быть моментально предложен обществу и сомнения в том, что в дальнейшем могут изменится данные при подсчете голосов уходят.
Тот уровень, на котором удалось провести выборы в городе Оренбурге - заслуга Избирательной комиссии.
2. Казалось бы, что у «Единой России» в Законодательном Собрании и так большинство, почему такая принципиальная битва за 9 округ с 9 кандидатами?
Объективно, даже, если по этому округу прошел бы представитель оппозиции, то расклад сил в Законодательном Собрании не изменился бы. И то подавляющее большинство, которое позволяло партии принимать решения, сохранилось бы. Но нужно понимать, что это репетиция перед выборами 2015 года. Победа партии власти в очень сложном для нее округе вполне, очень важна для неё И конечно нас интересует, как это получилось и почему? На мой взгляд, потому, что кампания, проводимая Александром Кузнецовым, технологически была больше нацелена на встречи с избирателями.
3 Оппоненты А. Кузнецова: Юлия Ускова и Максим Щепинов обвиняли его в том, что он много обещал. Как Вы к этому относитесь?
Это логика любой избирательной кампании. Наши избиратели предпочитают голосовать за обеспеченных людей,, которые что-то обещают так как надеются, что именно у них будет возможность что-то сделать для избирателей.
4. Как повлияла победа А. Кузнецова на позиции «Общероссийского народного фронта»?
Я думаю, что не столько победа А. Кузнецова, сколько победа единоросов в целом по России. Эксперты прогнозировали, что если «Единая Россия» удачно выступит на выборах 8 сентября, то у «Общероссийского народного фронта» перспектив, которые рисовали его руководители, уже не будет. Становится очевидным, что «Единая Россия» держится в качестве сильного политического игрока и выставлять в качестве конкурента «Общероссийский народный фронт» было бы не логично. «Общероссийский народный фронт» остается всего лишь резервом, «запасным аэродромом» для власти. И в дальнейшем власть будет делать ставку на партию «Единая Россия».
5. Для Вас эта избирательная кампания была чем-то рядовым или Вы открыли для себя какие-то элементы новизны?
Новизна в данном случае заключается в том, что стало понятно, если выборы более честные, более чистые, то они выгодны самой партии власти. Попытки использовать открепительные талоны, голосование на дому и др. часто оборачиваются против правящей партии. И то, что в Москве Сергей Сабянин получил 51% голосов, и всего 1 .5 % отделял его от 2 тура - сигнал обществу, что власть готова разговаривать с населением на честных позициях.